Поход по Ангаре проходил в два этапа и проходил на 2-х разных байдарках, сначала на Ласточке-2, затем на Ладоге-2, но неизменно всегда в одиночку. С Ладогой мне повезло, лодка очень хороша - как раз для таких маршрутов. Тритоновцы знают свое дело, они вписали в паспорт лодки грузоподъёмность до 150кг, дай им Бог здоровья. Хотя никто меня не останавливал по вопросу отсутствия гос.номеров - были попытки у Богучанской плотины, но это скорей из любопытства.
Поход берёт своё начало от п.Култук на Байкале и закончился в Красноярске. Общая протяжённость составляет 1937,2км (1055 морских миль). Начало было в конце мая (23) 2008г., а зачалился я в Красноярске 29 июля 2008г.
Из спортивных особенностей надо отметить, что до самого Усть-Илимска это практически стоялая вода, а значит, требуется активная работа вёслами. Кроме того, на участке братского водохранилища за п.Усть-Уда и до самого Братска в деревнях нет постоянно действующих магазинов и поэтому продукты надо брать с собой впрок. Конечно, это сказывается на общем весе лодки и соответственно средней скорости движения. Хотя то же самое можно сказать и про Усть-Илимское водохранилище. Средняя скорость на этих участках была примерно 45км в день, и она очень сильно зависит от ветра. Ветер на Ангаре, как правило, встречный.
Пересекая Нукутский залив Братского водохранилища в жуткую жару получил, тепловой удар. Меня обеспокоила нехорошая грозовая тучка - Кумуло-нимбус. Нет, чтобы мне затем скорость сбросить когда миновала опасность, в общем, кончилось печально - мне пришлось раньше срока чалиться и, я помню час лежал на берегу с валидолом под языком. Я к тому это пишу, что в одиночных походах всё очень ультимативно. Очень опасен азарт. Это отдельная тема для разговора и врят-ли она войдёт в формат этой статьи. Хорошие товарищи в дороге это: знания, умения и здравый смысл.
Усть-Илимское водохранилище требует к себе особого внимания. Трудно найти участок тайги более загаженный, чем этот. Уж насколько опасно Братское водохранилище своими подводными рифами из несрубленных деревьев, но Усть-Илимское вдхр. - это что-то! На байдарке крайне не рекомендую туда соваться. Элементарная чалка на ночь превращается в пытку. У меня доходило до того, что поиски ночёвки затягивались до 2-х часов ночи. Один раз мне пришлось ночевать прямо на деревьях! Хорошо не было волны. Это было на правом берегу Ершовского залива. В полной темноте, как обезьян, хорошо никто не видел, лазил по завалившемуся дереву, чтобы вытащить снаряжение и лодку на ствол. Местные рыбаки на казанках и обях просто тыкаются носом в полузатопленный плавник на берегу, расталкивают брёвна, и затем вытягивают лодку на берег. У меня такой номер не проходит - я могу чалиться только лагом (длина Ладоги 6м.), а берег в несколько слоёв завален гниющим топляком. Как правило, берега обрывистые, брёвна под ногами тонут, и гуляют - лодку не оставишь - помнут, её надо вытаскивать на берег.
Мне запомнился постоянный запах гнили. Одним словом - ужас. Хотя конечно очень красивые места! И медведей совсем немного, не то, что на Енисее.
Особую опасность представляют пороги. Из наиболее суровых порогов мне запомнился Аплинский, хотя, ничего особенного, если идти судовым ходом. Вот за ним есть две шиверы (Гороховская и Ковинская), я с разбегу пошел их тоже правым берегом, а зря. Судовой ход уводит влево, а я поленился переходить налево. Чуть по камням лодку не порезал - очень они мелководные, и камни острые. Мораль проста - по Ангаре (даже на байдарке) надо идти судовым ходом.
При переезде через Усть-Илимскую плотину водитель грузовика сделал как лучше - перевез меня на левый берег Ангары, он ровнее и положе. Но. С левого берега до середины реки отсыпана дамба. На её траверсе я попал в рукотворный порог. Пару раз хорошо окатило.
В Усть-Илимске, в разговоре с местными, мне посоветовали держаться подальше от д.Кеуль - могут ночью обворовать. Действительно деревня какая-то неустроенная, живут на чемоданах - ждут затопления Богучанской плотины. Хотя когда я ночевал немного севернее деревни, ко мне на вечерний чай причалили двое парней. Очень приличные ребята, даже не пьют. Почти вся деревня круглый год рыбачит, Ангара после плотины не замерзает там круглый год. Люди разные, из-за одного, двух мелких пакостников о Кеуле идёт недобрая слава.
Участок от Ёдармы до Аксёново почти сплошные развалившиеся бараки сталинских лагерей. Жаль шел дождь, не стал я высаживаться, чтобы сфотографировать, теперь жалею. Да и волчишка по берегу бегал. Хотя и Аксёново, та ещё деревня - по краям вышки, а все жители сплошь мужское население в чёрной робе.
Вода Ангары на севере теплая, течение неспешное - одним словом приятная прогулка, если не принимать во внимание гнус, но его трудно не принимать во внимание. К сожалению это суровая реальность. Но если чалиться подальше от заболоченных мест, - то ничего, жизнь налаживается.
На Ангаре мне запомнились ещё грозовые шквалистые ветры. Они быстро проходят, к ним надо просто быть готовым. Хорошо Ангара река неширокая.
Участок Енисея от п.Стрелка до Красноярска имеет чрезвычайно мощное встречное течение. На веслах по стремнине он практически не проходим. Решением стало работа вёслами под самым левым берегом. Пожалуй, это был самый тяжёлый отрезок маршрута. Скорость упала до 20 км в день, при огромных энергозатратах - особенно это заметно по расходу продуктов. Мне пришлось сшить из подручных труселей стаксель, судя по размеру, он получился штормовой. Не догадался я взять с собой кусок ткани! Хотя как показал опыт, больше площадь и не нужна. Порывистый ветер не раз пытался мне устроить оверкиль. Не могу утверждать, что стаксель хоть как-то повысил мне скорость, но то, что он экономил мне силы - это, безусловно.
В целом, сейчас по прошествии года, я считаю этот поход не слишком трудным, правда тогда, я помнится, так не думал.
фотографии выложены в хронологическом порядке